Грейдеры используют при планировке территории, откосов земляных сооруж., зачистке дна котлованов и отрывке канав глубиной до 0,7 м, при возведении протяжённых насыпей высотой до 1 м и нижнего слоя более высоких насыпей из резервов. Автогрейдерами профилируют дорожное полотно, проезды и дороги.
Процесс работы
При возведении насыпи из разрабатываемого резерва наклонный нож сдвигает срезанный грунт в сторону насыпи. При следующей проходке грейдера этот грунт перемещается ещё дальше в том же направлении.
- Поэтому целесообразно работать одновременно 2-мя грейдерами, из которых 1 срезает, а др. перемещает срезанный грунт.
- Наиболее эффективно использовать автогрейдеры при длине проходки 400-500м.
- Плотные грунты до разработки грейдером следует разрыхлять тракторным рыхлителем или плугом.
- Помимо разработки грунта и его перемещения на небольшие расстояния грейдером можно разравнивать и начисто планировать грунт.
При выполнении различных операций углы наклонов ножа грейдера изменяются в следующих пределах: угол захвата 30-700, угол резания 35-600, наклона — 2-100.
Классификация грейдеров в зависимости от конструкции ходовой части, рабочего органа
Для грейдеров и автогрейдеров рабочий режим характерен низкими скоростями (3—4,5 км/ч). Холостой пробег выполняется при скорости до 15 км/ч, а транспортные скорости достигают 30 — 45 км/ч.
Грейдеры и автогрейдеры, как правило, работают на захватке длиной 1—2 км (определяется фронтом работ).
Прицепные грейдеры разделяют на легкие, средние и тяжелые.
- Легкие грейдеры имеют отвал длиной 2500—3000 мм, средние 3000—3500, тяжелые 3500—4500 мм;
- по рабочей массе — легкие 2,6 т, средние 2,96 т, тяжелые 4 т и более;
- по управлению — с ручным, механическим и гидравлическим приводом;
- по ходовому оборудованию — с металлическими колесами и с резиновыми автошинами.
Автогрейдеры классифицируют по системе управления рабочим органом (механическая, гидравлическая, комбинированная— редукторно-гидравлическая или пневмоэлектрическая) и по системе ходового оборудования (с двумя и тремя колесными осями).
Для всех автогрейдеров установлена основная колесная формула: А-Б-В:
- где А —число осей с управляемыми колесами;
- Б — число осей с ведущими колесами;
- В — общее число осей.
По типам рабочего органа грейдер-элеваторы различаются: с дисковым (сферическим) ножом, с системой плоских ножей, с системой плоских и дискового ножей и с ножом, имеющим полукруглую режущую кромку системы.
По ходовому оборудованию грейдер-элеваторы делятся на:
- прицепные;
- полунавесные и самоходные.
По типу привода:
- с механической или гидромеханической;
- трансмиссией от двигателя внутреннего сгорания и с многомоторным дизель-электрическим приводом;
- по системе управления — с механическим управлением командоконтроллера, гидравлическим и электрогидравлическим управлением.
Способы транспортирования, укладки грунта в насыпи, обратные засыпки грейдерами
Для транспортирования грунта (из выемок к месту укладки) на значительные расстояния применяется т. н. транспортный способ, при котором разработка грунта производится землеройными машинами (главным образом экскаваторами) с погрузкой в рельсовый или безрельсовый транспорт или на ленточные конвейеры.
При сооружении каналов, железных и автомобильных дорог, отрывке котлованов и траншей с перемещением грунта на небольшие расстояния (150—200 м) обычно используется бестранспортный способ, когда выемка грунта (с несколькими перекидками) и удаление его за пределы контуров сооружений производятся экскаваторами-драглайнами.
Этот способ весьма эффективен, особенно на открытых горных разработках.
Возведение насыпи происходит послойно и постепенным наращиванием ее высоты.
Если темп потока по возведению земляного полотна намного больше темпа потока по строительству дорожной одежды и уплотнять каждый отсыпанный слой грунта не требуется, валики в насыпи укладывают вприжим без зазора насыпь уплотнится при естественной осадке грунта.
В основе технологии укладки и уплотнения связных грунтов лежит разбивка насыпи на карты — участки небольшой длины, на которых последовательно производят операций по разгрузке грунта, его разравниванию и уплотнению.
Число участков, одновременно используемых для укладки грунта, зависит от объема работ, наличия оборудования, сезона производства работ и может изменяться в пределах 4-2.
В летнее время наибольшая производительность достигается при работе на 4 участка, в зимнее время — не более двух.
Размеры карт определяют конкретными условиями производства и применяемыми механизмами, однако их длина должна быть не менее 200 м.
Рекомендуются следующие размеры:
- у для кулачковых катков 250…300 м;
- для катков на пневматических шинах — 200 м;
- для виброкатков — 200…250 м;
- для виброуплотняющих и трамбующих машин при уплотнении лессовых, просадочных и гравелистых грунтов не менее 50 м.