Среди гусеничных экскаваторов выделяются роторные стреловые машины. Главные рабочие элементы у них – это большие ковши, укрепленные на роторном колесе.
Как работает экскаватор
Такие машины незаменимы на больших месторождениях угля и других полезных ископаемых. Один подобный экскаватор в течение нескольких дней способен выполнить объем работы, на который одноковшовому экскаватору понадобится в десятки раз большее время.
Вынимаемая порода непрерывно отбрасывается конвейером, а добытые полезные ископаемые сразу высыпаются в вагоны.
Чтобы добраться до продуктивных пластов, нужны высокопроизводительные землеройные машины. В противном случае добыча будет экономически не выгодна.
Поэтому специально для работ по добыче энергетического угля в Германии создали карьерные роторные экскаваторы Bagger.
- Среди такого типа машин они известны необыкновенными габаритами.
- Выделяется среди них роторный гигант Ваgger 288, построенный в 1978 году.
Где делали экскаваторы Bagger
Эту, как и другие машины марки Bagger, изготовили на предприятиях крупнейшего в то время в Германии промышленного концерна «АG Krupp», который известен производством стали, машиностроительной продукции и добычей «черного золота».
Концерн известен, как производитель военной техники для гитлеровской Германии. По итогам второй мировой войны его руководитель за участие в преступлениях 12 лет провел в тюрьме, а концерн следовало ликвидировать.
Однако через десяток лет после окончания войны промышленный гигант восстановили.
- К концу 50-х годов минувшего века он занимал лидирующие позиции в Европе.
- В 1958 году здесь построили первый карьерный Bagger-281 больших размеров.
- В 1975-1976 годах появились Bagger-285 и Bagger-287, в 1995 — Bagger-293.
В 1999 году концерн «АG Krupp» слился с другим немецким концерном «Thyssen AG». В результате в Европе возникло крупнейшее промышленное объединение «ThyssenKrupp AG», которое играет заметную роль в мировом сталеплавильном бизнесе.
Чем выделяется Bagger 288
У этой гусеничной машины нет аналогов в мире по размерам, на что указывают такие данные:
- длина 240 метров;
- высота 96 м;
- радиус поворота стрелы 100 м;
- ширина ходовой части 46 м;
- количество гусениц – 12;
- ширина гусеницы 3,8 м.
Производительность экскаватора в 10 тысяч кубометров в час обеспечивается 18 ковшами, каждый на 6,6 куб. метров. Закреплены они на роторе диаметром свыше 21 метра, который в минуту делает 48 оборотов. Ротор вращается на конце двухсотметровой стрелы.
За день машина способна вынуть 240 тыс. тонн полезных ископаемых, которыми загружаются свыше двух с половиной тысяч вагонов. Для этого экскаватор оснащен специальным конвейером, к концу ленты которого подведены железнодорожные рельсы.
При весе свыше 13,5 тыс. тонн давление экскаватора на грунт таково, что он перемещается по земле, гравию и траве, не оставляя следа. Машина способна за час проходить от шести сотен метров до километра.
- У этого гиганта нет собственной силовой установки.
- Электроэнергия поступает по специальному кабелю с подстанции промышленной энергосети.
- Ток подается на 16 электродвигателей суммарной мощностью 16,5 киловатт.
- Этого хватает для энергоснабжения маленького городка.
- Двигатели вращают ротор, гусеницы, другие механизмы.
- Километровой длины силовой кабель наматывается на катушку, закрепленную на корпусе экскаватора.
- С помощью стальных тросов и лебедок перемещаются стрела и конвейер.
- Поворотная платформа экскаватора опирается на специальное устройство, смонтированное на ходовом оборудовании.
В начале 2001 года в Германии проводилась сложнейшая транспортная, организационная и технологическая операция по самостоятельному переезду экскаватора Bagger-288 к новому месту работы.
За три недели было пройдено 22 километра, преодолены шоссейные и железная дороги, реки и поля, линии электропередач.
Управление и сервис
Экскаватор предназначен для круглосуточной работы. Экипаж из четырех человек занят постоянным сервисом машины:
- два машиниста экскаватора;
- специалист по ленточным конвейерам для выгрузки угля;
- бригадир.
Над гусеничным шасси на стреле устроена кабина машиниста.
Экскаваторщик из нее управляет работой стрелы с ротором, наблюдая за правильным наполнением ковшей, устойчивостью работы. Ему необходимо оперативно реагировать на встречающиеся в пластах угля или породы глыбы из твердого камня.
- Работа ротора направляется таким образом, чтобы не допустить обрушения равных стенок разреза.
- Бригадир определяет очередное место для добычи угля и организовывает прокладывание трассы для перемещения на новый участок работы в карьере.
- Непосредственное управление машиной происходит с помощью джойстиков и педалей.
- Bagger 288 оснащается средствами навигации, видеонаблюдения, сигнализации, освещения и связи.
Обслуживание
Цена простоя такой высокопроизводительной машины в случае поломки будет невероятной, поэтому свыше двух десятков рабочих и инженеров постоянно диагностируют и обслуживают узлы и агрегаты.
Раз в два месяца механизмы экскаватора тщательно проверяются и смазываются.
Роторный экскаватор Bagger 288 – достижение инженерной мысли в ХХ веке. Однако эту гигантскую машину целесообразно использовать только в проектах исключительного масштаба.